МИД Швеции и диктатура Азербайджана

Аналитический центр, имеющий тесные связи с диктатурой Азербайджана, в качестве консультанта министерства иностранных дел Швеции

Получая деньги от Азербайджана, исследовательский институт ISDP (Institute for Security and Development Policy) выступал в качестве консультанта Министерства иностранных дел в то время, когда должны были начаться мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном после войны 2020 года. «Это все равно, что пытаться анализировать войну на Украине на деньги «Газпрома», — считает немецкий активист Саша Дюеркоп.

В своей первой статье Blankspot выяснил, что Министерство иностранных дел Швеции в течение 15 лет ежегодно выделяет гранты в размере 6-10 миллионов шведских крон исследовательскому институту ISDP, несмотря на то, что ему известно о связях между проректором института Сванте Корнеллом и диктатурой Азербайджана.

Обстоятельное расследование Blankspot показывает, что ISDP оказывало консультационные услуги во время председательства Анн Линде в ОБСЕ – в то время, когда организация вела наблюдение за началом урегулирования отношений между Азербайджаном и Арменией после войны 2020 года.

В преддверии перехода председательства в ОБСЕ Швеции Анн Линде заявила, что Нагорно-Карабахский конфликт является одной из приоритетных областей деятельности организации. И именно в этой области ISDP в Швеции оказалось хорошо зарекомендовавшим себя.

В то же время, уже более 10 лет назад в средствах массовой информации сообщалось о широких связях ISDP с Азербайджаном (см., например, разоблачение в Aftonbladet в 2012 «Институт министерства иностранных дел помогал Telia Sonera вести бизнес при диктатурах» и в Dagens Nyheter 2017 «Глава финансируемого министерством иностранных дел института подвергся критике за тесные связи с диктатурой»). Blankspot приводил эту информацию в первой части своего расследования.

На этом фоне, решение о финансировании ISDP, подтвержденное документацией Министерства иностранных дел, вызывает несколько вопросов.

Какого рода анализ и рекомендации предоставляет ISDP Министерству иностранных дел? Может ли возникнуть конфликт интересов?

Выписка из документации по принятию решений о финансировании

Решение выделить деньги ISDP на 2021 год — год председательства Швеции в ОБСЕ – показывает, что Министерство иностранных дел отводило институту важную роль.

«Подробные и обновленные знания ISDP в географическом контексте в сочетании со знаниями о ключевых участниках и актуальной ситуации являются ценным источником информации для министерства, не в последнюю очередь во время председательства Швеции в ОБСЕ 2021 года, когда ISDP вносит свой вклад в анализ и рекомендации».

В первой статье о ISDP указывалось, что исследовательский институт, по-видимому, долгое время поддерживал контакты с азербайджанским режимом, а также получал от него деньги. Также была предоставлена информация о том, что в 2021 году исследовательский институт получил пожертвования от азербайджанской строительной компании, связанной с семейным бизнесом президента Азербайджана Алиева.

В этой второй статье, посвященной ISDP, связи между ним и азербайджанским режимом будут очерчены еще глубже.

В период с 2015-2018 годов в ежегодных отчетах ISDP отмечается, что оно получало финансирование от «Европейского Азербайджанского общества» ( „The European Azerbaijan society“, TEAS).

TEAS, которое больше не существует, финансировалось азербайджанским режимом и ставило целью создание сети сторонников в европейской политике.

Эта стратегия принесла свои плоды, например, повлияла на голосование против резолюции Совета Европы, осуждающей Азербайджан, и некоторые СМИ переключились на более «про-азербайджанскую» точку зрения.

В Швеции TEAS стало известным, когда сразу после потери своего места в парламенте в 2010 году председатель парламентской комиссии в Совете Европы Горан Линдблад (Goran Lindblad) от Умеренной партии был нанят TEAS. Его задачей было оказание влияния на своих бывших коллег в европейской политике.

Однако, когда сообщения о коррупционных действиях TEAS получили широкую огласку, и последовала негативная реакция со стороны общественности, Азербайджан в 2018 году решил закрыть организацию. В том же году прекратилось ее финансирование ISDP. Нынешнее руководство ISDP осталось примерно тем же, как после скандала 2017 года. Сванте Корнелл по-прежнему является проректором института по исследованиям, а Анна Висландер, которая тогда была заместителем председателя (директора), сегодня возглавляет ISDP.

Одним из исследователей деятельности TEAS является немецкий активист Саша Дюеркоп. Он считает, что, получение денег от TEAS, учитывая его связи с коррумпированным режимом Алиева, представляет собой конфликт интересов.

–  По крайней мере, с 2010 года, когда на WikiLeaks была обнародована утечка информации из дипломатической переписки о TEAS, появились доказательства того, что организация является европейским продолжением функций азербайджанского государства по связям с общественностью. Мне трудно поверить, что вы можете принимать финансирование от этой организации, не принимая их выдумки.

Аргументируя свою критику ISDP, Дюркоп добавил:

– TEAS, которое было зарегистрировано как компания, а не благотворительная организация, с самого первого дня вело агрессивную деятельность по продвижению повестки интерпретации азербайджанского государства карабахского конфликта[*]. Конечно, ISDP, будучи якобы нейтральным исследовательским подразделением, изучающим конфликт, не может принимать финансирование от стороны, явно оплачиваемой государством. Это все равно, что сейчас получать деньги от «Газпрома» за анализ войны на Украине.

Дюеркоп подчеркивает масштаб успеха организации в приобретении влияния.

– В период своей деятельности TEAS, как никакая другая лоббистская организация в Европе, вывело так называемый «государственный лоббизм» на совершенно новый уровень. Они были сосредоточены исключительно на одном вопросе, который хотели внести в повестку дня, а именно на их собственном представлении карабахского конфликта. Они избегали критических тем, таких как проблемы прав человека в Азербайджане. В отличие от посольств, TEAS не было ограничено ответами на критические вопросы, и оно это понимало.

Наконец, он утверждает, что TEAS было напрямую связано с режимом Алиева.

– Можно сказать, что TEAS позиционировало себя как организацию, состоящую из «азербайджанских студентов, желающих привлечь внимание внешнего мира к конфликту». Однако они никогда не были обычными студентами. Люди, которые управляли TEAS, были сыновьями печально известного коррумпированного азербайджанского министра, который позаботился о том, чтобы режим финансировал TEAS с первого дня его существования.


После прекращения огня в 2020 году российские миротворцы охраняют части Нагорного Карабаха, остающиеся 
населенными армянами. Об этом говорится в заявлении, опубликованном между Арменией, Азербайджаном и Россией 
9 ноября 2020 года.
Изображение из WikiMedia.

Blankspot обратился к крупнейшей в Швеции организации, представляющей интересы армян, Армянской национальной ассоциации (Armenian National Association), за комментарием по поводу этих событий. Они заявили через своего председателя Катрин Акопян, что разочарованы правительством.

– Весьма существенно, что Министерство иностранных дел, которое, с одной стороны, осуждает вторжение в Украину и применение силы, с другой стороны, финансирует учреждение [ISDP], которое раскованно празднует применение силы, а именно насилие Азербайджана против населения Карабаха. Это именно то, что делает Сванте Корнелл, когда он поздравляет признанного диктатора Ильхама Алиева с насильственным завоеванием и этнической чисткой южных районов Нагорного Карабаха от армян в войне 2020 года (это относится к цитате Сванте Корнелла, изложенной в первой части расследования).

Кроме того, Акопян обеспокоена тем, как эти контакты могли повлиять на первые послевоенные мирные переговоры.

– Но это также может фактически объяснить весьма ощутимую пассивность Министерства иностранных дел и деятельность Энн Линде в этом вопросе. Они практически ничего не сделали во время председательства Швеции в ОБСЕ в 2021 году.

Азербайджан официально отрицает, что во время войны в Нагорном Карабахе были какие-либо нападения на мирных жителей, однако именно это было осуждено правозащитными организациями, такими как Human Rights Watch и Amnesty International.

Эти организации осудили также армянскую сторону за нападения на мирных жителей в Азербайджане. Freedom House обвинила Ильхама Алиева в укреплении его авторитарной власти путем использования военных средств для урегулирования конфликта.

Во время государственного визита в Турцию на этой неделе президент Азербайджана встретился с президентом Турции 
Реджепом Тайипом Эрдоганом и председателем этнонационалистической партии ПНД Девлетом Бахчели. 
Последний подарил Алиеву револьвер с надписью «за завоевание Карабаха». 
Фото из источников ПНД.

В документации по принятию решений о финансировании на 2021 год ясно указано, что Министерство иностранных дел ценит свои отношения с ISDP и научный вклад института в работу министерства.

«Ожидается, что эта деятельность будет способствовать повышению эффективности установки приоритетов внешней политики Швеции в ответ на современные политические процессы посредством получения знаний и разработки политики, а иногда и конкретных процессов диалога.

[…]

В целом, считается важным поддерживать деятельность ISDP. Министерство иностранных дел решило оказать многолетнюю оперативную поддержку ISDP на 2020-2021 годы. Многолетняя оперативная поддержка базируется на стратегическом плане организации, который, как ожидается, также усилит мониторинг эффективности».

Аналогичные формулировки, хотя и слегка смягченные, можно найти в соответствующей документации по решению от 2013 года, которая была представлена Комитету по иностранным делам после того, как член парламента Фредрик Мальм ( Fredrik Malm (L) 17 октября 2013 года обратился с ходатайством о проведения слушания относительно финансирования ISDP.

Протоколы того времени мало что показывают, но Фредрик Мальм говорит Blankspot, что причиной слушания было то, что несколько членов Комитета по иностранным делам критиковали ISDP за то, что проректор Сванте Корнелл являлся ведущим советником Министерства иностранных дел в течение всего времени исполнения обязанностей министра иностранных дел Карлом Бильдтом (Carl Bildt).

Но что конкретно означают записи в документации по принятию решений? Какой вклад ISDP вносит в разработку политики и «конкретныx процессов диалога» для Министерства иностранных дел?

На вопросы Blankspot Министерство иностранных дел лишь кратко ответило, что сотрудничество с ISDP в период председательства Швеции в ОБСЕ было ограниченным.

В дополнение к текущим отчетам ISDP, МИД отметил также анализ, касающийся Центральной Азии. Кроме того, они ссылаются на ответы к предыдущему запросу Blankspot: существует ли конфликт интересов в ситуации, когда Министерство иностранных дел пользуется консультациями ISDP, получающим деньги от Азербайджана?

На вопрос, существует ли потенциальный конфликт интересов, озвученный в нашей первой статье, МИД так и не ответило.

TEAS можно найти в этом списке спонсоров из годового отчета ISDP за 2017 год.

Когда газета Blankspot напрямую обратилась к ISDP с вопросами о его роли в Министерстве иностранных дел во время председательства страны в ОБСЕ и о полученных от TEAS деньгах, пресс-секретарь ISDP Анна Ярмух ответила, что она не желает отвечать на вопросы, потому что «Blankspot позволяет использовать себя в качестве рупора одной стороной вооруженного конфликта».

**

После своей первой статьи о ISDP Расмус Канбек подвергся преследованиям со стороны представителей государства в Азербайджане, о чем сообщила газета Journalisten в статье «Шведский журналист внесен Азербайджаном в черный список».

Об авторе: Расмус Канбек — автор книги о конфликте в Нагорном Карабахе «Каждый день я медленно умираю». За последний год он провел серию расследований для Blankspot о связях Швеции с Азербайджаном, в том числе о том, как режим организует пригласительные поездки для журналистов.

Прошлой зимой его расследования привлекли большое внимание.

Головная фотография: Анн Линде встречается с Ильхамом Алиевым для организации послевоенных мирных переговоров в 2020 году. Фото из Твиттера Анн Линде.

Автор: Расмус Канбек
Перевод: И. Гогатишвили
Источник: Вlankspot.se

[*] В дипломатическом/международном контексте регион называется Нагорный Карабах, в то время как на Кавказе в народе используется просто “Карабах”. В Азербайджане регион называется только Карабах, в то время как в Армении он официально называется Арцах.