Отто Хаузер выступает с иском против журналистских расследований VICE

Экс-представитель правительства Гельмута Коля Отто Хаузер оказывает на нас давление, требуя удалить важные отрывки из критической статьи, в которой мы освещали его сомнительную деятельность, связанную с Азербайджаном.

Все больше немецких политиков оказываются в бедственном положении из-за азербайджанского дела. Оно становится настолько запутанным, не просматриваемым, как скрытая картина. Многие средства массовой информации работают над тем, чтобы пролить свет на полумрак, на авантюрный клубок лобби-организаций, темных фирм, прокурорских расследований, денежных потоков и бакинских поездок. Против некоторых немецких политиков сейчас ведется расследование, другим – предъявляются обвинения в попытках оказания влияния, в бросающейся в глаза близости к режиму или в лоббизме.

Одним из политиков с великолепными связями с азербайджанским режимом Алиева является швабский политик от партии ХДС и предприниматель Отто Хаузер. В девяностых годах он был представителем правительства при Гельмуте Коле, а с 2010 года является почетным консулом Азербайджана в Штутгарте. Новые разоблачения Süddeutsche Zeitung показывают, что он имел счет в Баку и, как почетный консул, получал деньги от таинственной азербайджанской лобби- компании TEAS, хотя много лет утверждал, что занимается этой деятельностью на добровольных, общественных началах. В противовес газете, Хаузер указывает, что местный банковский счет служил исключительно для «оплаты расходов, понесенных почетным консульством, а также позволял облегчить процесс оплаты транспортных расходов в служебных командировках в пределах Азербайджана». И каким образом консульство будет оплачиваться, решает правительство Азербайджана.

В последнее время VICE посвятил себя длительному расследованию регулярных поездок Хаузера в Баку.

И сейчас через своего адвоката он выступает против нашей статьи. Хаузер призывает нас удалить ключевые отрывки нашего исследования и сделать официальное заявление об отказе от противоправной деятельности против него в будущем. Он также определенно оставляет за собой право «предъявить претензии на возмещение материального и морального ущерба». Мы считаем его претензии необоснованными. Наши адвокаты выступили с возражением.

Среди прочего, Хаузер желает запретить нам называть его «одним из главнейших кукловодов Baku-Connection»Strippenzieher der Baku-Connection». Что за интересное требование от лица того, кто режимом Алиева в 2010 году был назначен первым почетным консулом Азербайджана, кто является почетным председателем «Немецко-азербайджанского форума», влиятельного лоббистского общества, и кто летает в Баку так же часто, как другие немцы на Майорку. Однопартийцы, которые не хотят, чтобы их называли по имени, окрестили Хаузера, когда дело доходит до Азербайджана, как пишет «Stuttgarter Zeitung» на выбор «спрутом» или «пауком в сети». На этом фоне наша формулировка «кукловод» звучит даже уважительно сдержанно.

Осенью 2008 года Отто Хаузер по собственному почину отправился в Азербайджан, чтобы наблюдать за слмнительными президентскими выборами. Оппозиция бойкотировала выборы, ОБСЕ критиковала за отсутствие конкуренции. Репортеры без границ жаловались, что государственные СМИ во время предвыборной кампании однобоко положительно рассказывали об Алиеве. Кандидат на второе место набрал 2,8 процентов голосов. И наоборот, Отто Хаузер, цитируемый в близких режиму СМИ, приходит к выводу, что выборы были свободными, честными и демократическими и соответствовали международным правилам.

Хаузер требует удалить фразу, которую мы выделили, не высказывать и не воспроизводить ее снова. Он утверждает, что цитата не полная и вырвана из контекста. При том, что именно в таком виде она четко представлена в азербайджанских СМИ, например, на близкой режиму платформе Azernews:

«По моим наблюдениям могу сказать, что президентские выборы в Азербайджане прошли свободно, справедливо и демократично. По словам бывшего госсекретаря Германии Отто Хаузера, наблюдавшего за ходом голосования, они полностью соответствовал международным нормам». («Based on my observations, I can say that the presidential election in Azerbaijan что held in a free, fair and democratic manner. It fully complied with international regulations, said Germany’s former secretary of state Otto Hauser, who monitored the polling»).

Если Хаузер чувствует себя искаженно представленным, то должен был на самом деле выступить против Azernews, а не против нас. У него же хорошие связи в Баку.

И о том, что это заявление соответствует его позиции, свидетельствует интервью, которое он дал «Stuttgarter Zeitung» в 2012 году.

Тогда Хаузер сказал: «Алиев – свободно избранный президент. Я сам присутствовал на его выборах – вместе со многими другими международными наблюдателями. Все подтверждают, что голосование было свободным и справедливым».

Спустя два года после поездки в качестве любителя-наблюдателя за выборами Отто Хаузер назначается почетным консулом Азербайджана в Штутгарте. В нашем расследовании мы пишем по этому поводу: «Связи Хаузера окупаются. В апреле 2010 года ему оказывается особая честь».

Хаузер призывает нас убрать из нашего текста те фразы, которые мы здесь выделили, и больше не повторять их. Он считает, что мы делаем не соответствующее истине предположение, что его титул был «куплен». Подобного мы никогда не утверждали. Однако необходимость обладания определенными связями для того, чтобы быть назначенным какой-либо страной своим почетным консулом, очевидна. А то, что у Хаузерa великолепные связи с Азербайджаном, он, наверное, и сам не стал бы отрицать.

Самый деликатный для Хаузера отрывок нашей статьи – заключение. Здесь мы упоминаем речь, которую он адресует азербайджанскому народу в декабре 2020 года после того, как Азербайджан выиграл войну за Нагорный Карабах. В ней Хаузер, как цитируют его близкие режиму СМИ, полон похвалы самодержавному правителю Ильхаму Алиеву. Мечта об «освобождении Карабаха» «долго была в сердце Алиева и требовала долгой подготовительной стратегии, терпения и последовательной политики», чтобы претворить эту «благородную мечту» в жизнь.

И далее: 2020 год, вероятно, был «лучшим годом в политической карьере» «великого лидера» – так Хаузера цитируют близкие режиму СМИ со ссылкой на государственное информационное агентство АЗЕРТАДЖ. Он не использует эту формулировку в своей английской версии, но в одной испанской версии на azvision.az «великий лидер» («gran líder») всплывает.

Отто Хаузер отрицает, что называл самодержавного правителя «великим лидером», вместо этого он говорил о «политическом руководстве». Однако, если это верно, Хаузеру придется действовать не против нас, а против азербайджанских СМИ, которые распространяют эту цитату. Иначе всего лишь создается впечатление, что Хаузер не хочет видеть эту цитату в немецких СМИ. Ведь это так странно, называть самодержавного правителя, подавляющего оппозицию и свободную прессу, «великим лидером».

Последнее требование, которое предъявляет нам Отто Хаузер через адвоката, является, на наш взгляд, самым абсурдным. В нашем тексте мы пишем: «Отто Хаузер, почетный консул из Штутгарта, после выигранной войны обращается с хвалебной речью к азербайджанскому народу, она передана, государственным информационным агентством Azertag.

Хаузер находит это утверждение неверным. Как следует из статьи, он подвел итоги года для Азербайджана 23.12.2020. Но война была закончена уже 10 ноября. Так что поводом для выступления стал не конец войны. На переднем плане статьи стояла успешная борьба Азербайджана с пандемией COVIDa.

На самом деле в речи упоминается борьба с пандемией. Однако мы никогда не собирались гадать, каков был передний план, задний план или повод этой странной хвалебной речи, с которой Хаузер, как он сам подтверждает, обратился к азербайджанскому народу после окончания войны.

Однако то, что он назвал в своей речи кровавую битву за Нагорный Карабах – мечтой об «освобождении Карабаха», которая «долго жила в сердце Алиева» и реализация которой требовала «долгой подготовительной стратегии, терпения и последовательной политики», Отто Хаузер не отрицает. И эти формулировки для бывшего представителя правительства скорее неестественны.

Наши адвокаты оспорили требования Хаузера. Мы оставляем наш online-текст без изменений. Наше журналистское расследование по азербайджанскому делу продолжается.

Коллектив VICE

Источник: VICE
Перевод И. Гогатишвили