Азербайджанский государственный нефтяной концерн масштабным спортивным и культурным спонсорством пытается подкупать по всей Европе и особенно в Швейцарии, где SOCAR выкупил сеть автозаправочных станций (АЗС) Esso и основал свой головной торговый филиал. Но его имидж сильно пострадал с тех пор, как материнская компания попала в вихрь военной пропаганды президента Алиева. И с тех пор, как имя SOCAR всплыло в связи с обширным мальтийским коррупционным делом, которое, вероятно, привело к убийству журналистки Дафны Каруаны Галиции (Daphne Caruana Galizia).
Несколько неуклюже один за другим появляются на экране новые партнеры SOCAR . В видеороликах на Youtube они прославляют достоинства «элегантного, современного и динамичного» азербайджанского бренда, логотип которого теперь украшает АЗС, принадлежащую их гаражу или их транспортной компании. Для коммерсанта Билера, получившего «очень много рекламных материалов», больше нет сомнений: «SOCAR стала швейцарским брендом».
2014 год, спустя два с половиной года после приобретения швейцарской сети из 160 АЗС Esso компанией SOCAR Energy Switzerland. Государственный нефтяной гигант из Азербайджана, которому сегодня принадлежат 200 АЗС по всей Швейцарии – более 60 из них с магазинами Migrolino, персонал которого работает непосредственно у швейцарской дочерней компании азербайджанского концерна – полностью на пути искушения.
SOCAR занимается военной пропагандой в Twitter
При этом может быть почти забыто, что SOCAR является государственной компанией под властью клана президента Алиева, единственного правителя Азербайджана с момента объявления независимости страны в 1991 году. С помощью огромного государственного концерна, настоящей денежной машины, Европа наводняется нефтедолларами; поддерживается современная армия, которая в недавнем конфликте обратила в бегство армянское население Нагорного Карабаха. SOCAR полностью разделяла военный энтузиазм, о чем свидетельствуют патриотические и военные твиты госконцерна на протяжении всего конфликта.
Эта позиция резко контрастирует с предыдущими усилиями SOCAR. В течение десятилетия концерн с его доходом в 49 миллиардов долларов (2019) всегда с удовольствием вытаскивал свою чековую книжку, чтобы завоевать сердца европейцев. И он определенно купил их королевскую дисциплину – футбол. За сохраненную в секрете сумму SOCAR убедил УЕФА со штаб-квартирой в Ньоне, стать одним из его главных партнеров и пасовать Азербайджану многочисленные европейские престижные игры в далеком Баку.
Столица Азербайджана восхищать так же и любителей музыки. Азербайджан выиграл Евровидение в 2011 году и стал принимающей страной в следующем году. SOCAR тоже сумел разместить свой тогдашний логотип буровой вышки рядом с логотипом Джазового фестиваля Монтре (и заплатил за это 400000 франков). Буровая вышка между тем была заменена вышеупомянутым пламенем в цветах азербайджанского флага, который до сих пор гордо пылает на стороне со-партнеров фестиваля.
Кроме того, Sokar выбрала Швейцарию в качестве места штаб-квартиры для своего основного торгового филиала, SOCAR Trading SA. Скромно зарегистрированная в Женеве в конце 2007 года фирма стала видным игроком в нефтегазовом бизнесе и благодаря высокой зарплате перетянула в свои ряды множество специалистов, которые в самых высоких тонах восхваляют «профессионализм» своей работодательницы. А на политическом уровне интенсивное двустороннее сотрудничество между Берном и Баку делает маленькую Кавказскую республику привилегированным партнером в бывшем Советском Союзе.
«SOCAR сохраняет Азербайджан в живых, и его исполнительный директор имеет гораздо большую власть, чем министр. Он обязательно должен быть доверенным лицом президента Ильхама Алиева.»
Так человек, близкий к женевской дочерней компании, подводит итог и представляет иностранных сотрудников SOCAR, которые «в этом сугубо политическом контексте знают о долге соблюдения нейтралитета» в карикатурном виде: три маленькие обезьяны, закрывающие себе глаза, рот и уши.
Арест, который меняет все
Удары все тяжелее. Имя SOCAR несколько раз появлялось в средствах массовой информации в контексте столь же неприятного, как и грязного дела. Все начинается с полного приключений ареста посреди Средиземного моря.
20 ноября 2019 года в половине шестого утра на своей роскошной яхте, держащей курс на Сицилию, мальтийской полицией арестовывается бизнесмен Йорген Фенек. 39-летний мальтиец является наследником конгломерата отелей и казино. Но самое главное, он также является местным партнером SOCAR на маленьком острове. Благодаря своей сноровке азербайджанский концерн смог реализовать один из своих самых амбициозных проектов: строительство, а с 2017 года – эксплуатацию новой газовой электростанции Delimara на юго-востоке Мальты, которая будет снабжаться SOCAR сжиженным природным газом (СПГ).
Йорген Фенек сегодня спит в тюрьме, его обвиняют в «пособничестве убийству». На основании обличающих улик он подозревается в заказе убийства мальтийской журналистки Дафны Каруаны Галиции 16 октября 2017 года. Незадолго до гибели при взрыве своей машины, журналистка и блогер проводила расследование возможных хищений, связанных с электростанцией. Ей удалось получить 680 000 конфиденциальных электронных писем и документов Electrogas Malta Ltd., консорциума, которому весной 2013 года был предоставлен заказ на 450 миллионов евро на строительство газовой электростанции. SOCAR Trading SA владеет 33,3% акций. Такой же долей владеет крупный немецкий конгломерат Siemens . Оставшаяся треть контролируется компанией, акционером которой является Йорген Фенек. На Мальте в настоящее время идет расследование против Electrogas.
В женевской штаб-квартире SOCAR Trading SA были ошеломлены падением мальтийского бизнесмена. «SOCAR очень гордился этим полностью руководимым из Женевы проектом. Речь шла о замене тяжелого газа (флотского мазута), газойля и дизельного топлива, которые очень вредны для окружающей среды, сжиженным природным газом, который SOCAR импортировал на Мальту», – выдает источник из банковской среды. Азербайджанский гигант сейчас пытается продавать такие большие, интегрированные и «образцовые» проекты в Африке – в конце концов, национальная добыча сырой нефти снижается, в то время как газ доступен в изобилии. Кроме того, в октябре Азербайджан вместе с Европейским союзом «освятил» Трансадриатический трубопровод (TAP), газопровод, предназначенный для транспортировки природного газа из Каспийского моря в Западную Европу. Штаб-квартира компании, управляющей TAP, находится в Швейцарии, конкретно, в предоставляющем налоговые льготы Баре в кантоне Цуг (г. Бар кантона Цуг).
«Для руководства компании арест Фенека был ударом по лицу», — объясняет женевский трейдер.
«Он как с небес свалился. Очень трудно проглотить, когда вас клеймят как мафиозную компанию, которая, как говорят, была причастна к убийству». Рассказывают, президент SOCAR в Баку «взорвался». «Мы пытаемся улучшить наш имидж, а потом происходит нечто подобное!» — сказал он вне себя от гнева.
И сейчас показывается оборотная (обратная) сторона медали. В течение двух лет различные международные СМИ расследуют мутные сделки Фенека в рамках Проекта Дафны, они опираются на документы, к которым имела доступ также Public Eye. Исследовательские группы обнаружили, что зарегистрированная в Дубае компания 17 Black Limited осенью 2015 года получила несколько миллионов долларов от компаний, бенефициарными владельцами которых все были азербайджанцы.
За 17 Black Limited (позже переименованной в Wings Development) стоял не кто иной, как Йорген Фенек, как раскрыли информационное агентство Reuters и «Times of Malta».
Эта схема привлекла внимание Дафны Каруаны Галиции. Однако ей не хватило времени раскрыть эти тайны.
Бывший служащий метро в качестве подставного лица
В отчете мальтийского агентства по борьбе с отмыванием денег Fiau отмечаются два «подозрительных» денежных перевода на общую сумму 1,4 миллиона долларов на счет 17 Black Limited 17 и 26 ноября 2015 года. Деньги поступили от Mayor Trans Limited, компании, зарегистрированной на Сейшельских островах со счетами в Черногории и Латвии, конечным бенефициаром которой (ultimate beneficial owner, UBO) в то время был некий Руфат Баратзаде. По данным Reuters, гражданин Азербайджана полностью подходит под категорию подставного лица. Речь идет о бывшем сотруднике метро, который живет в скромной квартире в Баку.
Следственные органы на Мальте заинтересовали, кроме того, две компании из Панамы — основанные в конце 2015 Hearnville Inc. и Tillgate Inc., чьими бенефициарными владельцами были два мальтийских должностных лица: Конрад Миззи, мальтийский министр энергетики, который поддерживал строительство новой газовой электростанции и Кит Шембри, начальник штаба тогдашнего премьер-министра Джозефа Муската, который также просматривал досье. В одном электронном письме от 17 декабря 2015 года говорится, что счета двух компаний «в течение года пополнились на 2 миллиона евро» благодаря ежемесячным платежам в размере 150 000 евро от 17 Black Limited и другого объекта.
Перевел ли Йорген Фенек господам Миззи и Шембри деньги на самом деле, не известно. Во всяком случае, после его ареста им обоим пришлось уйти в отставку.
Мальтийская полиция в настоящее время расследует по подозрению в отмывании денег и коррупции в связи со сделкой по электростанции. Мистическая Mayor Trans Limited, которая не занималась какой-либо деятельностью на Мальте предположительно использовалась для грязных платежей. Без ответа остается вопрос о том, могла ли эта конструкция действовать по заказу SOCAR Trading.
До сих пор не удалось установить формальную связь между двумя компаниями. Тем не менее, Public Eye добралась до еще одной части огромного пазла. Согласно нашей информации, на открытии счета Mayor Trans Limited в Черногории в качестве подписавшего его владельца появился Руфат Баратзаде, между тем как конечным бенефициаром (UBO) был некий T.H. На Linkedin под этими инициалами зарегистрировано несколько человек, в том числе один инженер SOCAR с кратким профилем. Этот элемент хотя и не достаточен для подтверждения связи, но все же смущает.
Финансовая акробатика снова и снова
С 2015 года проект мальтийской электростанции курировала из Женевы известная личность: Тураб Мусаев, человек с двойным азербайджано-британским гражданством. Источник сообщает, что этот бизнесмен с весьма западной внешностью был нанят SOCAR Trading «из-за его компетентности в газовом секторе», и «также ему было поручено создание сегодня очень хорошо функционирующей конторы (Desks) СПГ в Лондоне». Официально Тураб Мусаев имел статус советника.
В рамках электрогазового консорциума SOCAR Trading обеспечила себе лучший кусок пирога и добилась того, чтобы мальтийское государство доверило ей на десятилетний срок снабжение новой электростанции сжиженным природным газом (СПГ). И поскольку SOCAR Trading не могла поставлять СПГ самостоятельно, она подписала в апреле 2015 года торговый договор с гигантом Shell, который, кстати, также отвечал за доставку продукта на Мальту и последующее его хранение. Таким образом, SOCAR Trading взяла на себя чисто роль посредника. Reuters подсчитал, что, хотя в 2015 году женевская дочерняя компания SOCAR и потратила 113 миллионов долларов на покупку СПГ, но затем перепродала его Electrogas за 153 миллиона, получив прибыль в размере 40 миллионов долларов.
Многие инсайдеры отрасли выразили сомнение в рациональности этой сделки и задавались вопросом, почему Electrogas не получил сжиженный природный газ напрямую и, следовательно, значительно дешевле у Shell.
Как обнаружил Reuters в июне 2020 года, в рамках другого крупного проекта также существовала личная связь между Турабом Мусаевым и Йоргеном Фенеком: с ветряной электростанцией Mozura в Черногории. И здесь сталкиваешься с, по меньшей мере, запутанной сделкой: в декабре 2015 года государственная мальтийская энергетическая компания Enemalta приобрела 99% акций ветряной электростанции у оффшорной компании под названием Cifidex Limited за 10,3 миллиона евро. Двумя неделями ранее эта сейшельская фирма-однодневка, купила ту же долю за 2,9 миллиона евро.
Вовлеченной в хитроумную транзакцию была небезызвестная 17 Black Limited: она предложила Cifidex 3 миллиона евро наперед, а затем получила сумму обратно – с надбавкой, «с долей прибыли» в размере 4,5 миллиона евро.
По данным Reuters, Тураб Мусаев контролировал компанию Cifidex, однако азербайджанский бизнесмен отрицает это. Он пригрозил подать в суд на пять мальтийских СМИ, которые также опубликовали эту информацию. В августе прошлого года Фонд Дафны привел новые доказательства участия азербайджанского бизнесмена в этой схеме. В декабре 2019 года Тураб Мусаев бесшумно ушел в отставку из совета директоров Electrogas Malta.
Что знает руководительница SOCAR Trading?
Мариам Алмасзаде, генеральный исполнительный директор ( CEO) SOCAR Trading с июня 2018 года, вероятно, могла бы ответить на некоторые вопросы. В своей прошлой жизни азербайджанская юристка, которая училась вузе в Швейцарии, работала в тогдашней Женевской юридической фирме Де Серят Пренсилевич де Блази. Как показывают несколько имеющихся у нас электронных писем, с 2012 по 2015 год ей было поручено управление несколькими компаниями.
Ее заказчиком был Ровшан Тамразов, азербайджанский бизнесмен с настораживающим профилем. В Интернете не найти ни статей, ни фотографий официального владельца торговой компании Maddox SA, штаб-квартира которой с 2013 года находится в Женеве; ни ее офшорного аналога Maddox Energy Trading, зарегистрированного на Британских Виргинских островах в 2010 году, и единственным акционером которой с марта 2011 года была другая, также базирующаяся там компания под названием Crowbar Holdings.
С 2012 по 2015 год Мариам Алмасзаде была единственным директором Crowbar Holdings. Отдел расследований «Tribune de Genève» недавно обнаружил, что 24 ноября 2015 года офшорная компания перечислила более 2,3 миллиона евро на счет 17 Black Limited Йоргена Фенека. Причина такого платежа остается загадкой.
Запрос на юридическую помощь с Мальты по делу SOCAR Trading
Бывший женевский трейдер, который вращался в окружении Ровшана Тамразова до 2013 года, был «очень удивлен», поскольку, по его словам, «Maddox/Crowbar не занимался бизнесом ни на Мальте, ни в Черногории». В августе прошлого года мальтийская юстиция обратилась в федеральную прокуратуру за юридической помощью по делу SOCAR Trading. Она интересуется в особенности осуществленным Crowbar платежом.
Мальтийский запрос находится в процессе, подтвердил нам пресс-секретарь федеральной прокуратуры. Таким образом, все открыто.
Уже давно в нефтяной отрасли ходят слухи о тесных связях между Maddox и SOCAR Trading. Мариам Алмасзаде является живым доказательством этого. В 2016 году она вошла в нефтяной торговый бизнес, взяла на себя Maddox SA и продвинулась до генерального директора SOCAR Trading в 2018 году. Банкир, хорошо знавший коммерсантов из бывшего Советского Союза, подтвердил, что Мaddox давно созрела в лоне SOCAR. «Мариам Алмасзаде действительно должна быть близка к могущественным азербайджанцам, чтобы сделать прыжок из маленькой Мэддокc в гигантскую SOCAR», — объяснил он.
На вопрос Public Eye об этом, SOCAR Trading ответила нам через международное агентство, специализирующееся на репутационном менеджменте. Женевский филиал показал себя «глубоко потрясенным убийством Дафны Каруаны Галиции», но не хотел бы комментировать текущее расследование. SOCAR Trading дистанцировалась от Тураба Мусаева, которого она назвала «бывшим независимым консультантом», который смог реализовать свои собственные проекты и чьими услугами «компания больше не пользуется». Согласно профилю Тураба Мусаева на Linkedin, эта консультационная деятельность длилась семь лет и закончилась в октябре 2020 года. По крайней мере все это время у независимого консультанта был электронный и почтовый адрес SOCAR Trading, о чем свидетельствует электронное письмо, просочившееся в средства массовой информации.
SOCAR Trading также ответила, что не знает ни Mayor Trans Limited, ни ее бенефициарных владельцев. Что касается Crowbar Holdings, Мариам Алмасзаде заявила, что она «не была осведомлена о выплате» в размере 2,3 миллиона евро компании Йоргена Фенека в ноябре 2015 года, поскольку она была заменена в качестве исполнительного директора в «первом квартале 2015 года». В расследовании, опубликованном «Tribune de Genève», близкий ей человек, желающий остаться анонимным, заверил, что ее место занял уэльсский юрист, а госпожа Алмасзаде» не совершала «банковских операций» для Crowbar. Однако документы показывают, что она, как директор Maddox Energy Trading (единственным акционером которой была компания Crowbar), иногда получала счета и проверяла платежи.
Вопросы, которые мы задали уэльсcкому юристу, остались без ответов.
На швейцарских заправках, где пылает сине-красно-зеленое пламя SOCAR, вряд ли кто-нибудь узнал об этих далеких интригах.
Но из-за появляющихся новых разоблачительных фактов остающемуся безмолвным государственному концерну из Азербайджана становится все труднее позиционировать себя как «элегантный, современный и динамичный» бренд.
Авторы: Адриа Будри Карбо, Агата Дюпарк
Перевод с немецкого: И. Гогатишвили
Источник: РublicЕye