Испытание Давосом

Пребывание президента Азербайджана Ильхама Алиева на Всемирном экономическом форуме в Давосе 20-23 января – круг его встреч и публичные заявления подводят к выводу, что опасения на счет будущего азербайджанской экономики не только сохраняются, но еще больше усиливают тревожные ожидания.

Давос показал, что оба фактора – внешний и внутренний, продолжают оказывать давление на администрацию Алиева, проецируясь на все азербайджанское сообщество.

Из официальных сообщений сайта президента следует, что в Давосе Алиев имел 18 встреч. Среди них встречи с главами государств, правительств, МИДов (Украина, Швейцария, Турция, Израиль, Грузия, Пакистан, Норвегия, ЕС) руководителями транснациональных (BP, TOTAL, Microsoft Corporation, LUKOIL, Procter and Gamble Europe) и международных организаций (ЕБРР).

Он не был удостоен аудиенции вице-президента США Джо Байдена, президента ФРГ Йоахима Гаука, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, премьер-министра Франции Мануэль Вальса, канадского премьера Джастин Трюдо, премьер-министра Норвегии, еврокомиссаров Федерики Могерини, Гюнтера Эттингера и Франса Тиммерманса и других.

С последними отношения явно подпорчены в связи с невиданным упорством Алиева в деле подавления демократии и отказа в проведение кардинальных реформ в Азербайджане и игнорирования рекомендаций, или читай, интересов ведущих мировых лидеров из демократического лагеря. Уход от встречи с Алиевым, который на протяжении многих лет числился в числе стратегических партнеров Запада, особенно в сфере энергетической безопасности, следует рассматривать как отказ от дальнейшего сотрудничества в случае продолжения авторитарной политики азербайджанского президента. Практически это может означать, что давление на Азербайджан в ближайшей перспективе при существующем курсе будет оставаться высоким, что не сулит ничего хорошего для администрации и страны в целом, а главное для ее внутренней стабильности.

На саммите впервые Алиев назвал стратегическую ошибку режима, которая привела к внутренней нестабильности в результате падения цен на нефть и девальвации маната. На сессии на тему «Новый энергетический баланс», отвечая на вопрос ведущего редактора CNN Джона Дефтериоса, Алиев буквально заявил: «Мы в Азербайджане готовили себя к постнефтяному периоду – через 20 лет. Поэтому это (трехкратное падение цен на нефть – ред.) стало для нас неожиданностью. В то же время, это явилось ударом для нашей экономики».

Из его слов напрашивается заключение, что вся стратегия развития страны базировалась на неоправданных расчетах о добыче нефти, ее ценах, и в целом, на нефтяном факторе. То есть он косвенно признал, что шоковое падение экономики было вызвано слабостью ненефтяного сектора, который не смог обеспечить устойчивость и сбалансированность экономики.

Выступление Алиева дает повод для оптимистического и пессимистического ожиданий. Оптимистичный заключается в том, что последующее снижение цен на нефть, со слов Алиева, более не будет восприниматься как неожиданность, и окружение прорабатывает пути по нейтрализации дальнейшего углубления кризиса. Пессимизм навеивает его неоправданная надежда на двукратный рост цен в 2017 году. То есть команда может выстраивать свою стратегию на проведение тех реформ, которые будут обеспечивать определенную стабильность, но не динамичное развитие путем смены внутригосударственных отношений между обществом и властью.

Это подтверждает также его статья «Будущее азербайджанской экономики», опубликованная на ВЭФ. Она не дает никаких посылов будущему, а только возвращает читателя к славному нефтяному прошлому, что также свидетельствует о том, что Алиев будет избегать, насколько сможет, проведения радикальных экономических и политических реформ, пытаясь выиграть время до стабилизации на мировых нефтяных рынках.

Эта тактика не сулит ничего хорошего для страны, так как будет провоцировать продолжение, в таком случае, внешней изоляции с перспективой нарастания неустойчивости режима. А это в свою очередь будет способствовать усугублению внешней и внутренних проблем Азербайджана с нежелательным сценарием развития.

Агентство Туран