Азербайджан и Совет Европы

Согласно неправительтвенной некоммерческой организации FreedomHouse, Азербайджан фактически не является демократическим государством. По данным организации, с начала 90-х годов, выборы в стране проводились с грубыми нарушениями. Парламент просто штампует решения правительства. В стране широко распространена коррупция.

Теоретически только демократические страны могут присоединиться к Совету Европы (СЕ), продвигающий права человека. Тем не менее, Азербайджан является членом совета с 2001 года.

Тогда члены СЕ надеялись, что членство ускорит переходный период в Азербайджане. Этого не произошло. Более того, политические манипуляции с выборами возможно даже увеличились за последнее десятилетие: в вопиющем докладе, опубликованном в прошлом году, аналитическим центром “Европейская инициатива стабильности”, парламентские выборы 2010 года в Азербайджане были названы выборами с наиболее грубыми нарушениями в странах-членах Совета Европы.

Какая разница? В конце концов, демократия находится в плохом состоянии и в ряде других стран-членов, таких как Россия. Совет Европы является одним из наиболее неясных органов континента: политики, которые появляются в Парламентской ассамблее (ПАСЕ), имеют в своих странах небольшое влияние. Кроме того, международное значение Азербайджана заключается в его энергетических ресурсах и стратегическом месте. За последнее десятилетие западные дипломаты пытались быстро смягчить удары в плане острых вопросов прав человека.

Но это не просто история о западном безразличии. Со вступлением в Совет, как утверждает ESI, Азербайджан использовал «икорную дипломатию», включающую подарки, бесплатные поездки и деньги, чтобы создать группу апологетов в составе ПАСЕ, которая последовательно действует в интересах Азербайджана и делает ассамблею бессильной. Это должно иметь значение для всех, кто обеспокоен устойчивостью и доверием западных институтов, пишет ESI.

После парламентских выборов 2005 года с грубыми нарушениями, некоторые члены совета утверждали, что ПАСЕ должна приостановить право голоса азербайджанской делегации. (То же самое произошло с Россией в апреле 2000 года из-за обеспокоенности по поводу Чечни.) Большинство в Ассамблее не согласилось с этим и вместо этого выступило с решительным критическим заявлением. Пять лет спустя ПАСЕ даже этого не смогла сделать: несмотря на широко распространенные нарушения на парламентских выборах 2010 года, наблюдатели ПАСЕ на парламентских выборах в этом году нашли гораздо больше положительных сторон в избирательном процессе, чем наблюдатели от Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ).

Является ли принятие ПАСЕ недавнего отчета о мониторинге выполнения Азербайджаном своих обязательств перед Советом, написанный Педро Аграмунтом и Джозефом Дебоно Грехем, шагом в правильном направлении? Авторы как минимум указывают на основные демократические недостатки Азербайджана. Однако ESI называет г-на Аграмунта давним «защитником режима Алиева», в докладе которого говорится, что он ошибочно замечает «позитивные шаги», предпринятые Азербайджаном, которые либо имели место до начала периода отчетов, либо были в значительной степени несущественными. Серьезные проблемы, хотя и упоминаютсяв отчете, однако они сильно преуменьшены. Результат, утверждает ESI, — «впечатляющий маневр» и «глубоко нечестнен».

Безусловно, наиболее спорным вопросом являются политические заключенные. В декабре 2009 года ПАСЕ попросила Кристофа Штрассера определить этот термин официально. Определение, которое он представил в октябре 2012 года, использовалось Советом с 2001 года. Несколько делегатов затем утверждали, что у ПАСЕ нет полномочий оценивать такие нарушения прав человека; это право принадлежало Европейскому суду по правам человека. Их попытка блокировать определение была отклонена минимальным перевесом голосов, чему последовало лоббирование со стороны Азербайджана, который один из делегатов назвал «непревзойденным по своей наглости».

Хуже всего было прийти. Несмотря на отказ в визе для посещения Азербайджана три раза подряд, г-н Страссер написал доклад по мониторингу положения политических заключенных в Азербайджане, который обсуждался 23 января в ПАСЕ. Аргументы были поляризованы: некоторые делегаты назвали отказ Азербайджана разрешить визит г-на Штрассера неприемлемым; другие утверждали, что из-за этого его доклад не вызывает доверия. Несколько членов указали на «карусель заключенных», когда людей арестовывают, освобождают и вновь арестовывают. Действительно, вскоре после того, как содокладчики опубликовали свой доклад в декабре, президентской амнистией были освобождены 13 из 14 упомянутых заключенных, что заставило г-на Аграмунта принижать значение этой проблемы в ходе обсуждения. Однако спустя три дня после того, как ПАСЕ отклонила доклад г-на Стрессера, суды в Баку приговорили еще 5 демонстрантов к тюремному заключению.

Был достигнут определенный прогресс. Для начала, приняв доклад г-на Аграмунта и г-на Греха, резолюция ПАСЕ касалась «систематического задержания людей, которые могут считаться узниками совести». Более того, хотя рекордное количество людей проголосовало против отчета г-на Straesser, многие другие проголосовали за него. Растущее число людей обеспокоено выходками Азербайджана.

По данным «AmnestyInternational», правительство разгоняет инакомыслие в преддверии президентских выборов в октябре этого года. В феврале власти страны задержали кандидата в президенты Ильгара Мамедова из-за «организации» спонтанных стихийных беспорядков в городе Исмаили в январе. На прошлой неделе власти арестовали независимого журналиста сроком в девять лет. Азербайджан должен стать председателем Комитета министров Совета в мае 2014 года. На карте стоит доверие Совета Европы.

 economist.com