Член ХДС Томас Барейс то и дело летит в Баку. В сопровождении мужчин, имеющих сомнительную близость с режимом. Против некоторых ведется расследование. Кто оплачивал его поездки?
Автократично управляемый Азербайджан – страна на далеком Южном Кавказе с десятимиллионным населением, богатая нефтью и газом, уже много лет удостаивается большого внимания со стороны немецкой политики. Отчасти даже благосклонности. Поездки делегаций, радушные заявления для азербайджанских государственных СМИ, поздравления на лобби-мероприятиях, государственные приемы, консультации. Правитель Ильхам Алиев, подавляющий в своей стране свободную прессу и оппозицию, не может жаловаться на отсутствие внимания и слишком резкую критику из Берлина.
О том, что эта близость выходит не только за границы страны, но отчасти и за границы закона, свидетельствует Азербайджанское дело (азербайджанская афера). Самодержавно управляемая страна в течение многих лет влияет на мнение в Европе, в том числе и благодаря взяткам. Против нескольких немецких политиков сейчас прокуратура проводит расследования, другим выдвигаются обвинения в лоббизме. Центром влияния являются ныне прекратившая деятельность компания TEAS и клубок близких режиму лоббистских организаций.
А также те политики, которые выделяются близостью к режиму Алиева и исключительной туристической активностью. Одним из самых влиятельных и видных среди них является Томас Барейс. Политик из Швабских Альп, который вступил в ХДС еще в молодости и быстро сделал карьеру – не какой-нибудь статист, он парламентский государственный секретарь в Федеральном министерстве экономики. За последние годы Барейс пять раз ездил в Азербайджан. Его функции изменялись, но увлечение южно-кавказским нефтяным государством осталось.
Не каждая политическая поездка в Азербайджан сомнительна. Обмен и торговля, естественно, могут привести к открытию и демократизации страны. Странно то, с кем Томас Барейс был в пути.
Сопровождавшие его в некоторых поездках политические соратники, как показывают расследования VICE, могут стать для него проблемой. Почетный консул и политик ХДС из Геппингена, очевидно, получал выгоду от сделок с режимом Алиева. Против лоббиста, летевшего с Барейсом в Баку, прокуратура в настоящее время проводит расследование по обвинению в коррупции. Он получал через подставные фирмы лоббистские деньги из Азербайджана.
Расследования против политических попутчиков
Кроме того, в связи с азербайджанским скандалом прокуратура расследует дело еще одного политика от ХДС, который был с Барейсом в Баку.
Это не вина Барейса. Расследования проводятся против отдельных лиц, а не против туристических групп. Только возникает вопрос, что именно Томас Барейс знал о делах своих спутников? И почему он – государственный секретарь – взял с собой в Баку лоббистов, имеющих, мягко говоря, сомнительное отношение к самодержавному клану Алиева.
Мы реконструировали путешествия Томаса Барейса и послали ему подробные вопросы. Помимо прочего мы хотели знать, кто оплачивал его поездки и получал ли он отчисления из Баку сверх его командировочных расходов: вознаграждение или подарки. И получили только скупой ответ.
Свою первую поездку в Баку Томас Барейс совершил в августе 2007 года. Азербайджан быстро развивается, но мало кто из этого что-то имеет. Свободная Демократическая Партия Германии СвДП (нем. FDP, Freie Demokratische Partei) в резкой форме призывает федеральное правительство активнее выступать за права человека. От экономического подъема в Азербайджане, как формулирует фракция FDP в Бундестаге, выигрывают, прежде всего, «самодержавные и коррумпированные элиты страны».
Насколько серьезно федеральное правительство воспринимает этот призыв летом 2007 года?
Программа поездки Барейса представлена в азербайджанских интернет-СМИ: посещение почетного кладбища, посещение еще одного почетного кладбища, встреча с министром иностранных дел, министром энергетики и главой государственной нефтяной компании SOCAR, вечер культуры, посещение города Геойчай, встреча с НПО.
Помимо Барейса в поездке были: политики Андреас Шокенхофф, Отто Хаузер, Аксель Фишер и Эдуард Линтнер.
Шокенхофф, Линтнер и Фишер – в качестве депутатов ХДС. Отто Хаузер – в качестве председателя Немецко-Азербайджанского форума (Deutsch-Aserbaidschanisches Forum), лоббистского общества. Хаузер в девяностые годы несколько месяцев был представителем правительства при Гельмуте Коле. В настоящее время он является одним из главных кукловодов Бакинских связей Baku-Connection. Кто финансировал поездку летом 2007 года?
На вопрос о финансировании Томас Барейс не отвечает. Он отмечает, что уже дал нам «обширную» информацию по предыдущему запросу. Все поездки были официально представлены германскому Бундестагу или осуществлялись в рамках его работы в качестве парламентского госсекретаря в Федеральном министерстве экономики. Они были юридически должным образом представлены в Немецкий бундестаг и, по словам Барейса, не вызвали никаких претензий. Самое главное, он хотел отметить, что не получал ни прямо, ни косвенно какого-либо гонорара или других льгот.
Правда в том, что по предыдущему VICE-запросу Барейс перечислил нам свои пять поездок в Азербайджан, с датами и соответствующими функциями, которые он выполнял. Но вопрос финансирования по-прежнему остается открытым. Почему Барейс не хочет рассказать нам, кто оплачивал его поездки?
Наблюдение за выборами между друзьями
Его попутчик, Отто Хаузер из Гёппингена, ветеран ХДС и бизнес-консультант, через год, осенью 2008 года, снова летит в Азербайджан. По собственной инициативе он наблюдает за президентскими выборами, которые Ильхам Алиев выигрывает с невероятным отрывом в почти 90 процентов. Оппозиция бойкотирует выборы, ОБСЕ критикует за отсутствие конкуренции. Репортеры без границ жалуются, что государственные СМИ во время предвыборной кампании однобоко положительно рассказывали об Алиеве. Кандидат на второе место набрал 2,8 процентов голосов.
И наоборот, Отто Хаузер, цитируемый в режимных СМИ, приходит к выводу, что выборы были свободными, честными и демократическими и соответствовали международным правилам. Как он пришел к этой странной оценке? Мы спросили Отто Хаузера, кто оплатил его поездку наблюдателя. Он ответил нам, что был неофициальным наблюдателем на выборах и сам оплатил свои путевые расходы.
Связи Хаузера окупаются. В апреле 2010 года ему оказывается особая честь. Азербайджанская Республика назначает Хаузера почетным консулом, у него резиденция в Штутгарте, официальная должность, он может выдавать визы. Хаузер является важнейшим связующим звеном между самодержавным нефтяным государством и «ХДС Баку-Вюртембергом», как насмешливо называют консервативный Союз на юго-западе.
Четыре месяца спустя он сопровождает Томаса Барейса, тогда еще простого депутата ХДС в Бундестаге, в его вторую короткую поездку в Азербайджан. Сообщения об этом можно найти в азербайджанских СМИ. Они воспроизводят картину теплой обстановки. На встрече с членами «Азербайджано-немецкой межпарламентской группы дружбы» Отто Хаузер говорит хозяевам: «Особенно похвально, как много Азербайджан сделал для содействия развитию демократии». А Томас Барейс добавляет: «Азербайджан для нас не только стратегический партнер, но и наш самый близкий друг». Кто оплатил эту поездку, кто ее организовал?
Томас Барейс и на этот раз не отвечает. Отто Хаузер заявляет, что сам оплатил свои командировочные расходы. Программа была организована посольством.
В то время в европейских столицах, в том числе и в Берлине, начинает свою деятельность скрытная лоббистская компания TEAS «The European Azerbaijan Society». Она финансируется из Баку. Ее задача — влиять на политиков в интересах Азербайджана.
Как показывают наши исследования, TEAS удалось лоббировать многих политиков и в Германии, особенно в Союзе. На протяжении многих лет они выделяются заявлениями, которые любят цитировать в азербайджанских СМИ в качестве доказательства одобрения политики Алиева.
Почетный консул на ложном пути
2012-й – значимый год для режима Алиева: Евровидение прибывает в Баку. Богатая нефтью маленькая страна инвестирует миллионы. Целые кварталы города сносятся, чтобы освободить место для новых автомагистралей или великолепных зданий. Жителей выгоняют из своих домов без предупреждения, среди ночи. Новая столичная жемчужина — Crystal Hall, место проведения ESC.
Журналистка Хадиджа Исмаилова публикует информацию о том, что азербайджанская первая леди и ее дочери через фиктивные компании зарабатывают на строительстве.
В ответ на ее разоблачения в доме журналистки устанавливаются скрытые камеры. 7 марта Исмаилова получает анонимное письмо с угрозами опубликовать секс-видео с ней, если она не «будет вести себя подобающе». Видео на самом деле попадает в интернет – на страницу, которая должна выглядеть так, как будто принадлежит крупнейшей оппозиционной партии. Быстро становится ясно, что оппозиция не имеет к этому никакого отношения, и за этим стоит режим.
A Отто Хаузер попадает в критику в мае 2012 года после выпуска рекламной брошюры, представляющей Азербайджан образцовой демократической страной.
В предисловии есть портрет Хаузера и строки: председатель правления Немецко-Азербайджанского форума, представитель правительства и парламентский госсекретарь в отставке. Уполномоченный по правам человека федерального правительства критикует Хаузера за использование своих прежних государственных должностей. Публичное замечание федерального правительства звучит постыдно для Хаузера. Для чего он продает престиж своих прежних должностей самодержцу, что он имеет с этого?
В очередной раз Томас Барейс летит в Азербайджан в июне 2012 года. Цирк ESC уже уехал. Поездка с плотным графиком и знаменитыми гостями. Встречаются министр энергетики, вице-премьер, министр иностранных дел, министр экономического развития, министр сельского хозяйства, глава государственного нефтяного концерна SOCAR, заместитель главы SOCAR, глава внешних связей в ведомстве президента. Режим Алиева по полной программе оказывает прием немецким гостям. Помимо депутатов от ХДС, на встречах присутствует также и член ХСС Линтнер. Он больше, чем просто участник.
Член ХСС и фиктивные компании
В поездку пригласила организация, носящая несколько дезориентирующее название: «Общество содействия немецко-азербайджанским отношениям». Она была основана Эдуардом Линтнером в 2009 году и сегодня связана с обвинениями в коррупции и прокурорскими расследованиями.
Линтнер, как было доказано, получал деньги из Азербайджана, в том числе после того, как он наблюдал за президентскими выборами в Азербайджане в 2013 году – и объявил их чистыми.
В общей сложности Линтнер через фиктивные компании получил не менее 800 000 евро из Азербайджана, это доказывают расследования Süddeutsche Zeitung.
Линтнер, в свою очередь, перечислял большие суммы дружественным режиму Алиева политикам в Германии и Бельгии. Прокуратура Франкфурта проводит расследование против него по подозрению в коррупции.
В то время, когда Томас Барейс летит в Азербайджан с Эдуардом Линтнером, в июне 2012 года, не все эти вещи известны, частично еще не произошли, но Линтнер уже вызывает вопросы, эксперты считают его пристрастным. С мая обсуждается впечатляющий отчет «Инициативы европейской стабильности».
ESI прослеживает, как Азербайджан благодаря «икрой дипломатии» подчинил политиков в Совете Европы. В докладе всплывает также имя Эдуарда Линтнера, как ключевой фигуры из Германии.
Почему в июне 2012 года Барейс все же полетел в Баку с «Обществом содействия немецко-азербайджанским отношениям» Линтнера? Разве отчет ESI не смутил его? Почему он не отменил поездку? Признавал ли он негласно «систему Линтнер»?
Томас Барейс на запрос VICE ответил, что не обладает информацией по описанным нами обвинениям против бывшего депутата Бундестага Эдуарда Линтнера и комментировать их не может.
Насколько это правдоподобно? Томас Барейс, известный знаток Азербайджана, не знает об обвинениях, направленных против Эдуарда Линтнера, одного из главных фигур сенсационного азербайджанского дела, с которым он несколько раз был в Баку?
В августе 2015 года жестокость режима Алиева добирается до швабской родины Отто Хаузера. В Эслингене-ам-Неккаре Женский совет города выступил в поддержку право защитницы Лейлы Юнус. Она сидит в Баку по политически мотивированному приговору в тюрьме. Состояние ее здоровья ухудшается, она тяжело больна. Ее муж тоже заключен в тюрьму, он тоже болен. Юнус — обладательница эслингской премии Теодора Геккера, отсюда – связь со Швабией. Эслингский Женский совет в поддержку Юнус отправляет письма министру иностранных дел Германии, уполномоченному по правам человека федерального правительства, депутатам Бундестага. И Отто Хаузеру, почетному консулу Азербайджана в Штутгарте. Но Хаузер, как сообщает Эслингская газета die Esslinger Zeitung, дает женщинам «жесткий отпор». Хаузер, почетный консул режима.
Хвалебные речи «великому лидеру»
В марте 2018 года амбициозный Барейс поднимается по карьерной лестнице. Он становится парламентским госсекретарем в Федеральном министерстве экономики, частью федерального правительства. Сопровождает Ангелу Меркель в поездке по Грузии, Армении и Азербайджану. Заявления канцлера ФРГ о конфликте между Арменией и Азербайджаном звучат сбалансировано. Равная дистанция с обеими сторонами. Что контрастирует с заявлениями многих депутатов ХДС, которые уже давно явно перешли на сторону Азербайджана – в том числе благодаря успешному лоббированию TEAS.
Свою пока что последнюю поездку в Азербайджан Томас Барейс совершает в январе 2019 года в качестве парламентского государственного секретаря.
Он, в частности, встречается с президентом Алиевым и обсуждает мегапроект индустриального парка в городе Сумгаит к северу от Баку. Вместе с ним — Отто Хаузер, почетный консул, политик ХДС, экс-представитель правительства и консультант по бизнесу.
Компания Хаузера «Immens Consulting GmbH» (девиз: «Мы предлагаем управленческие навыки и стратегические ноу-хау»), которой он управляет со своим сыном, по-видимому, оказалась в выигрыше от этого индустриального парка. Из годовых отчетов министерства экономики Азербайджана, имеющихся у VICE, видно, что «Immens Consulting», в частности, принимал участие в качестве консультанта в строительстве там профессиональной школы. Уместно ли, чтобы кто-то вроде Хаузера представлял Федеративную Республику? Или Хаузер представляет вовсе не Германию, а теперь, скорее, Азербайджан и клан Алиева? Что думает Томас Барейс, государственный секретарь, о сделках своего компаньона по путешествию?
Барейс не дает нам никаких сведений по этому вопросу. Он ни словом не упоминает Отто Хаузера в своем ответном электронном письме, хотя мы ясно спрашивали о нем. Как будто его и не существует. Сам Хаузер заявляет, что информация о том, что он выполнял государственное поручение, не соответствует действительности. Через «Immens Consulting GmbH» были предоставлены учебные программы для профессиональной школы, компания ничего не выиграла с этого.
Осенью 2020 года, когда мир занят пандемией, азербайджанская армия ведет кровопролитную войну в Нагорном Карабахе. Лоббисты годами готовили эту войну, они привлекали политиков на свою сторону, создавали настрой на завоевание южно-кавказской территории. Отто Хаузер, почетный консул из Штутгарта, после выигранной войны обращается с хвалебной речью к азербайджанскому народу, она передана государственным информационным агентством Azertag. Первая версия послания уже удалена в интернете, у VICE имеются скриншоты.
«Благородная мечта» об «освобождении Карабаха … долго жила в сердце Алиева и требовала долгой подготовительной стратегии, терпения и последовательной политики», чтобы «претворить ее в жизнь». 2020 год, вероятно, был, как пишет Хаузер, «лучшим годом в политической карьере» «великого лидера». Хаузер отрицает, что когда-либо использовал формулировку «великий лидер», он чувствует себя неверно процитированным. Вместо этого он говорил о «политическом руководстве».
В рейтинге свободы прессы Азербайджан продолжает скатываться вниз. В 2020 году страна занимает 168-е место, на два пункта опережая Саудовскую Аравию.
Обновлено 02.04.2021, 07:30 и 07.04.2021, 10: 45: в разных местах мы добавили ответы Отто Хаузера.
Авторы: Феликс Даксель, Роберт Гофман
Перевод: И. Гогатишвили
Источник: Vice.Com